rafting

Оз. Боярское – оз. Энгозер – река Калга

« previous entry | next entry »
Dec. 5th, 2009 | 07:52 pm
posted by: le_lesya in rafting

Оз. Боярское – оз. Энгозер – река Калга
2009 год
Подробное описание озер и проток от оз. Боярского до оз. Энгозера.

Что-то вроде вольного описания похода в виде отчета.
Осторожно. Под катом - фотографии и видео.
В июле 2009 года мы в очередной раз собрались в поход. Никаких вариантов, кроме Карелии рассматривать не пришлось и маршрут был выбран – река Калга. По причине общей занятости и лени состав определился в последний момент – три таймени «двушки» забрасываются от озера Боярское и спускаются к Энгозеру, где встречаются с еще одним экипажем на «трешке».
Всеми любимый поезд №112 на нашем полустанке, в 10-ти минутах от Лоухов, не останавливался и мы поехали на другом – более медленном и раннем. В девять вечера мы загрузились в поезда, а в час ночи следующего дня уже выкидывали вещи на станции Боярская. Из-за короткой остановки, отсутствия перрона и ступеней вагона последние шмотки и ребята выбрасывались уже из едущего поезда.

Так начался наш первый день в Карелии.
В пятидесяти метрах от железной дороги – место нашего стапеля – в траве и лужах, а еще в 20-ти метрах по движению поезда – песчаный пляж и поляна, которую мы, конечно, увидели только с воды.
Утром часов в шесть или семь мы уже плыли по Боярскому озеру и искали какую-нибудь шикарную стоянку для дневки. К часу дня встали на одном из островов на высоком берегу. На озере очень много красивых мест, заливов и островов, но почти нет оборудованных стоянок, много рыбы, но мы ничего не поймали. Еще мы не поймали ягод и грибов.

Из дальней (от станции) оконечности озера вытекает протока в малюсенькое озеро Большое. В протоке быстринка, за ней – перекат первой к.с. (сразу за высокой скалой по левому берегу). Проходится весь по левому берегу, при необходимости – просмотр по правому.
Надо сказать, что в опытности нашей группе не откажешь – два человека видели весло впервые, остальные видели и раньше. В общем, на первом же надводном камне при входе в порог одна из байдарок долго ёрзала, после чего мы от души клеились на правом берегу.
После оз.Большое – оз. Кулежма. Они соединены протокой в начале которой появляется течение и отдельностоящие камни. Через некоторое время река делает резкий левый поворот, слышен шум порога (2к.с), а справа видны остатки опоры моста.
После этого порога мы остались без мисок, ложек и весла. Этот порог не обозначен ни в лоциях, ни на карте. Похоже, что он появился недавно из-за обрушившегося моста.

Если подробнее, то он представляет собой мощный слив примерно метровой высоты, сразу за ним – прижим к полуобливному камню, далее – поток с камнями и ярковыраженной основной струей. Заход в слив справа от плотины с последующим резким поворотом в струю, дальше – прижим к полуобливному камню и выход в основную струю посередине реки. В конце порога несложный прижим каменной гряде по левой стороне.
Как только что выразился мой технический консультант – «Уход от правого полуобливного камня требует мощной, слаженной работы команды»… которую мы и показали в полной мере. Каждый из трех экипажей выбрал для себя индивидуальный, неповторимый способ – мы шли первыми и сделали всё идеально, если не считать, что капитан сломал правую лопасть об опору моста. Благодаря тому, что сломалась именно правая, а не левая лопасть, мы смогли отгрести от камня и вырулить в струю, но пока пытались понять, что произошло, сразгону влетели в каменную гряду, откуда долго, по пояс в воде вытаскивали судно. За нами пошли ребята, которые перевернулись после слива. Кроме кучи непривязанных вещей, из порога выплыла еще и каска, как оказалось позже, лишняя, но пока не вынырнули ребята, она подарила нам несколько незабываемых секунд.
После этого встретили туристов, которые сказали, что все три группы, проходившие сегодня, обносились. Это немого подняло боевой дух и последнюю байдарку решили проводить по правому краю слива – а то мало ли что еще может случиться – и так все были насквозь мокрые, давно шел ливень и надвигалась ночь. Встали мы тут же, через 100 метров на низком левом берегу в болоте на разливе протоки перед входом в следующий порог, обозначенный на карте. Ночью в темноте, с перепугу, увидели палатку местных и ребята решили спать поочереди. Наутро она оказалась камнем.

Сразу за разливом протоки влево уходит трехступенчатый порог 2 к.с. Тропа для просмотра и обноса по левому берегу. На входе под водой – бревна. Порог представляет собой два выраженных слива и S-образный выход в плёс. Из-за небольшого перепада высоты проходится легко. Если не считать традиционный надводный камень, схваченный самым удачливым экипажем, все прошли его уверенно и с удовольствием.
Далее протока выходит в озеро Кулежма с живописным остовом посередине и несколькими хорошими стоянками.
Выход в протоку – за длинным мысом, напротив острова. Вход в нее – через мелкий разлив с камнями. Протока в Пиртозеро без препятствий с низкими болотистыми берегами и плёсами. Озеро Пиртозеро мелкое, с хорошими стоянками и песчаными пляжами.
Мы встали в северной оконечности озера за мысом, на песчаном берегу с баней, снами и подходом ко внутреннему озеру. Опять не поймали рыбы, ягод и грибов. Попытка дойти пешком до дороги и поселка Амбарное также не увенчалась успехом – проход через болота по колено и очень много комаров.
На дневке кроме бани и безуспешных поисков грибов и ягод, мы занимались тем, что вырезали ложки и звонили домой, чтоб нам вторая группа привезла недостающую лопасть.

Надо сказать, что отсутствие весла в первую очередь сказалось на мне, потому что оставить капитана моего экипажа без весла было бы, по меньшей мере, глупо. Зато освободилась куча времени в переходе и появилась идея написать этот отчет. Кроме того, в порогах появилась дополнительная интересная задача – смотреть вперед и решать в какую сторону важнее перевернуть весло. Все параллельные группы и местные смотря на это чудо с недоумением и интересом. В общем, дорогой дневничок, последние два перехода я занимаюсь ярковыраженной фигней, валяюсь на байдарке и иногда развлекаю карельский воздух и виновника произошедшего чтением вслух.
После дневки мы пошли к поселку Амбарное. До него никаких препятствий нет, а сразу после первых домов за мостками – выход к магазинам (их там два – «продукты» и «березка») на левом берегу. В магазинах есть одноразовые тарелки и ложки!
Чуть дальше – низкий мост перед которым отдельностоящие камни в струе. Основной слив – под крайний левый пролет с легким прижимом к опоре моста и камням сразу за ним. Дальше плёс, а через 50 метров после него, за левым поворотом – перекат. Воды мало, очень много камней – идем в проводку под правым берегом. Обойти можно по правому берегу за домами. Дальше, еще через 50-100 метров, также в пределах поселка – порог, после плёса с разливом.

Резкий перепад воды 1,5-2 метра. Идти на Тайменях не рискнули, да и все местные кричали из-за заборов, мол, не идите – сломаетесь. Из плёса перед этим порогом направо уходит узкая протока как раз по ширине байдарки. Справа вдоль берега – тропинка.
За поселком река спокойная и без препятствий до резкого поворота от железной дороги. Дальше появляются камни и заметное течение.

До озера Заячьего – два классических несложных порога, отмеченных на карте. Проходим всеми экипажами без проблем и просмотра.
Русло расширяется через какое-то время соединяется с озером Заячьим. На мысах – неплохие высокие стоянки. Из озера – узкий, неприметный выход к Овчьему озеру. В протоке нет препятствий, низкие болотистые берега, омуты и плёсы.
На Овечьем озере мы встаем на одном из мысов на стоянке рыбаков потому что как всегда уже поздно, потому что как всегда.

Пока мы готовили, купленные в Амбарном излишества, пили чай и спирт наступило утро.
К четырем часам дня уже завтракали, а в шесть – выплыли.
Прямо за поворотом от нашей стоянки оказалась другая – красивая и эльдорадная. Вообще на Овечьем озере очень много красивых, оборудованных стоянок.
Протока из Овечьего озера в Энгозеро называется рекой Пуломой. Похожа на реку она только вначале – на выходе из озера появляется заметное течение и отдельные камни. Дальше она разливается, образуя длинные заливы и плёсы. В заливах тоже много красивых стоянок на одной из которых мы и остановились на дневку и в тот же вечер поймали рыбу.

Последние четыре дня у нас совершенно не Карельская погода – с самого утра жара, светит солнце, небо до горизонта ясное – без единого облака. Тепло даже ночью и дует мягкий тёплый ветер.
Стоянку мы выбрали специально недалеко от озера Ульманга. В него можно войти вверх по протоке волоком. Если верить отчетам, оно необыкновенно красивое и в нем есть рыба. А по приданию, какие-то от чего-то жутко богатые скоморохи спрятали в одном из гротов клад, который все до сих пор ищут.

После дневки мы двинулись дальше к Энгозеру. Вниз по протоке течение неявное, камней и порогов нет. Из-за плохой погоды, ветра и волн на выходе из озера греблось плохо, тяжело и экипажи расплылись.
Наша байдарка и байдарка ребят уши вперед и когда мы очнулись, что третьей лодки не хватает, мы были уже в озере, на волнах. Решили подождать, а еще минут через 15 – вернуться. Пока мы разворачивались, ребята перевернулись, но на этот раз сделали это с грацией и юмором, утопив только одну чашку. Вернувшись назад и обнаружив третий экипаж, выяснилось, чти идти дальше мы не можем и остановились на обед.
Через некоторое время погода улучшилась, волны стихли и мы вышли в Энгозеро. Через тяжелый переход, к вечеру мы дошли до Елмангского острова. Недалеко от которого на небольшом островке встали на ночевку.

Здесь к нам должны были присединиться еще три человека и двое ребят ночью в шторм на пустой байдарки поплыли их встречать. Вполне удачно. И через день, уже вдевятером – 3 двушки и 1 трешка – пошли в Калгу. Вход в нее на востоке Энгозера, немного южнее одноименного поселка, через S-образный пролив, в конце которого порог Шлагбаум. Перед ним река расширяется в болотистые плесы (проход по самой левой части). Дальше слышен шум порога, перед ним – шивера, которую из-за большой воды мы не заметили. Просмотр по обоим берегам очень неудобный.
Порог длинной 50м с резким 2,5 метровым падением представляет собой обливные и полуобливные камни в начале, затем разрушенный мост и выход в озеро Песчаное сразу за ним. Проход возможен через мощный слив по центру с последующим уходом направо от большого обливного камня с бочкой, сразу после – прижим к право опоре моста, а за ним – косая бочка и обливной камень.

Никто из нас не решился его пройти – из-за его компактности и мощности очень велика вероятность переворота. Нам, конечно, не привыкать, но у моста очень неприятные опоры. Короче, мы обнеслись по правому берегу на котором сразу за порогом – стоянка – грязная и неприятная. Встаем дальше по левому берегу.
На всем пути пытаемся поймать мобильную связь – Билайн не работает нигде, Мегафон – только в начале оз Боярского, а МТС – почти везде, особенно хорошо – в Энгозере.
На стоянке делаем дневку, празднуем День Рождения, объедаемся рыбой, ягодами и грибами.
Утром, как всегда в четыре, идем к порогу Утюг.

Перед ним несколько шивер и перекатов разной степени сложности. Проход осложняется тем, что при достаточно сильном течении и узком русле река делает множество поворотов, а берега только в редких местах пригодны для остановки и, тем более, просмотров. В основном – высокая трава и болота. В одном из порогов ближе к концу, сразу после резкого левого поворота, с воды виден явный треугольный слив, но из-за высокого перепада не виден камень в нем, как выяснилось, лучше держаться левее. Порог Утюг назван так, очевидно, из-за опоры моста, характерной формы, в которую бьет основная струя.

Долго возимся вокруг него и просматриваем. Проход под правым берегом с прижимами и уходом от камня и опоры моста. Далее выход в спокойный плёс.
На этом месте я перестала что-то фиксировать – в конце концов в некоторых случаях весло лучше, чем ручка, а оно у меня появилось. Да и писать там, как выяснилось позже, оставалось не много. Из именных порогов дальше мы прошли только «Три сосны». В котором именно наша байдарка на скорости с хрустом влетела в лежащий в струе комель, чуть не сломалась и долго барахталась в воде, пока мы её спасали вместе с вещами.
А дальше, недалеко от порога «Грива», там где озеро пересекает автомобильная дорога, мы встали на шикарную дневку, с которой уехали в Энгозеро.

То ли из-за нашей несостоятельности, то ли из-за несостоятельности наших лодок, но до конца мы не дошли. Уверенность в том, что нам не стоит соваться в самую сложную часть реки подхлестывалась еще и тем, что у всех встреченных групп были в основном надувные, или каркасно-надувные лодки, старых Тайменей мы не встречали. Хотя, в интернете лежит отчет Киевских ребят с того же года, которые без опыта, на таких же Тайменях прошли всё от Энгозера до Белого моря с юмором, спокойно и без особых происшествий. Так что, наверное, сложность реки – штука субьективная.

Кроме того, хочу сказать, что Калга – речка очень приятная из-за практически полного отсутствия людей (первые несколько дней нам казалось, что мы на ней вообще одни), красивого леса и приятных чистых стоянок. Чего, кстати, нельзя сказать о параллельно идущей речке Воньге – разница видна сразу – она и захожанная и народу как на Бродвее, но зато проще, предсказуемее и длиннее, несмотря на то, что вытекают и впадают они практически в одних и тех же местах.
Ну а спускаться от озера Боярского к Энгозеру я тоже весьма рекомендую – тоже никого народу, красиво, спокойно, чудесно. В общем – Карелия!

Фотографии - Балашовой Екатерины и мои. Благодарность за транспортировку и умные мысли - Гусеву Даниле.
Фотография, со сломанной лопастью и экипажем, которому этот лытдыбр обязан жизнью.

И еще два видео - до кучи - с порога Утюг

Link | Leave a comment | Share

Comments {2}

Леся

(no subject)

from: le_lesya
date: May. 19th, 2010 10:43 pm (UTC)
Link

ого. увидела свой пост - чуть не упала - отправляла его полгода назад.
Уже реки, небось, в другую сторону текут и магнитные полюса местами поменялись.
Доброе утро)

Reply | Thread

...ЗЕМНЫЕ БОГИ ВЫЙДУТ НАМ НАВСТРЕЧУ!

(no subject)

from: komr
date: May. 20th, 2010 07:06 am (UTC)
Link

Тоже там бывал, по настальгировал;)